#ahmadjamal #jazz #theghettoblaster
Ахмад Джамал (Ahmad Jamal) – музыкальный новатор и влиятельный американский джазовый пианист, композитор и педагог. По словам Стэнли Крауча, Джамал является вторым по значимости в развитии джаза после 1945 года, после Чарли Паркера (Charlie Parker). В течение пяти десятилетий он был одним из самых успешных лидеров малых групп в джазе.
С 1980-х Джамал регулярно гастролирует по крупнейших клубах в США и крупных европейских джазовых фестивалях. Он, как правило, выступает в сопровождении басиста Джеймса Кэммака (James Cammack) и барабанщика Идриса Мухаммада (Idris Muhammad). Кроме того, он регулярно выступал с саксофонистом Джорджем Коулманом (George Coleman).
Биография
Фредерик Рассел Джонс (Frederick Russell Jones) родился 2 июля 1930 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания, США. (Иногда его настоящее имя называют как Фриц Джонс - Fritz Jones. Сам Джамал избегает вспоминать своё прежнее имя, а официальные историки путаются).
Он начал играть в возрасте до трех лет, когда его дядя Лоуренс попросил малыша дублировать то, что он делал на пианино. Джамал начала формальное обучение игре на фортепиано в возрасте семи лет с Мэри Доусон Кардуэлл, которую он описывает как оказавшую значительное влияние на него. Питтсбургские корни остаются важной частью его личности ("Питтсбург значит все для меня и до сих пор " сказал он в 2001 году), и именно там он погрузился в джаз под влиянием таких исполнителей, как Эрл Хайнс (Earl Hines), Билли Стрейхорн (Billy Strayhorn), Мэри Лу Уильямс (Mary Lou Williams) и Эррол Гарнер (Erroll Garner). Ахмад также учился у пианиста Джеймса Миллера (James Miller) и начал играть на пианино профессионально в возрасте четырнадцати лет. Его появление пианист Арт Тэйтум (Art Tatum) признал «большим приходом». Тэйтум сказал: "Он будет великим!".
Когда критик Нью-Йорк Таймс спросил о его привычках и практике, Джамал заявил, что "я играл при открытой двери, надеясь, что кто-то придет и откроет меня. Я никогда не был практикующим в том смысле, по двенадцать часов в день, но я всегда думал о музыке. Я думаю о музыке все время".
Джамал начал гастролировать с оркестром Джорджа Хадсона (George Hudson) после окончания средней школы George Westinghouse в 1948 году. Он присоединился еще на один тур к группе, известной как The Four Strings, которая вскоре распалась после отъезда скрипача Джо Кеннеди-младшего (Joe Kennedy Jr.). Он переехал в Чикаго в 1950 году, где принял ислам и легально изменил свое имя на Ахмад Джамал. Тогда же он сделал свою первую запись в 1951 году для лэйбла Okeh с The Three Strings (которое позже назовут Ahmad Jamal Trio, хотя сам Джамал предпочитает не использовать термин "трио"): другими членами которого были гитарист Рэй Кроуфорд (Ray Crawford) и басист (в разное время, Эдди Калхун (Eddie Calhoun, 1950-1952), Ричард Дэвис (Richard Davis, 1953-1954) и Израэль Кросби (Israel Crosby, с 1954)). The Three Strings аранжировали и записывались для Blue Note в Чикаго, но получили известность после выступления на Embers в Нью-Йорке, где Джон Хэммонд (John Hammond) увидел игру группы и подписал их для Okeh Records.
Продюсер Хаммонд, открывший талант и «раскрутивший» таких музыкантов, как Бенни Гудмен (Benny Goodman), Билли Холидей (Billie Holiday), Каунт Бейси (Count Basie), помог привлечь внимание критиков к трио Джамала. Джамал впоследствии записывался для Parrot (1953-1955) и Epic (1955), используя состав фортепиано-гитара-бас. Звук трио существенно изменился, когда Кроуфорд был заменен барабанщиком Вернелом Фурнье (Vernel Fournier) в 1957 году, и группа работала в отеле Pershing в Чикаго. Трио выпустило концертный альбом But Not for Me, который оставался в десятке популярности в чартах 108 недель. Известная песня Джамала "Poinciana" была впервые выпущена на этом альбоме.
Вернувшись в США после турне по Северной Африке, финансовый успех Live at the Pershing: But Not For Me позволил Ахмаду Джамалу открыть ресторан и клуб под названием The Alhambra в Чикаго. Клубе проработал с с 1959 по 1961 г. В 1962 году The Three Strings распались и Ахмад Джамал переехал в Нью-Йорк, где в возрасте тридцати двух лет он сделал трехлетний перерыв в своей музыкальной карьере.
В 1964 году Джамал возобновил гастроли и записи, на этот раз с басистом Джамилем Насером (Jamil Nasser) и они записали новый альбом Extensions в 1965 году. Джамал и Насер продолжали играть и записываться вместе с 1964 по 1972 год. Кроме того, он объединялся с Фурнье (опять же, но только на год) и барабанщиком Франком Гентом (Frank Gant, 1966-1972), среди прочих. Ахмад продолжал играть в течение 1970-х и 1980-х годов, в основном, в трио с фортепиано, басом и барабанами, но иногда расширял группу, добавляя гитару. Одна из самых длительно выступавших была группа для концертов в канун Нового года на Blues Alley в Вашингтоне с 1979 по 1990 гг.
В 1985 году Ахмад Джамал согласился дать интервью и записать сессии с джазовой пианисткой Мариан МакПартланд (Marian McPartland) для ее шоу "Piano Jazz" на NPR. Джамал сказал, что он редко играет "But Not For Me", из-за её непревзойденной популярности как его записи образа 1958-го, и сыграл импровизированную версию мелодии. Он отметил, что девяносто процентов его репертуара составляют собственные композиции. Ахмад добавил, что, когда он стал популярен благодаря альбому Live at the Pershing, с тех пор он подвергается резкой критике за то, что не играет свои собственные композиции.
Ахмаду Джамалу теперь уже за восемьдесят, но он продолжает совершать многочисленные гастроли и записи. Недавно выпустил альбом Blue Moon (2012).
Джамал обычно играет с басистом и барабанщиком (текущее трио с басистом Джеймсом Кэммеком и барабанщиком Идрисом Мухаммадом). Он также выступал с перкуссионистом Маноло Бадрена (Manolo Badrena). Джамал записывался с саксофонистом Джорджем Коулменом (George Coleman) на альбоме The Essence, с вибрафонистом Гэри Бертоном (Gary Burton) на "In Concert", с вокалистом Говардом А. Робертсом на хорале "Bright, Blue and Beautiful" и "Cry Young"; с медными, тростниковыми и струнными он посещает свой родной город Питтсбурга и с "The Assai Quartet".
Ахмад Джамал играл с различными джазовыми музыкантами на протяжении всей своей карьеры, в их числе: Джордж Хадсон, Рэй Кроуфорд, Эдди Калхун, Ричард Дэвис, Израэль Кросби, Вернел Фурнье, Джамиль Насер, Фрэнк Гент, Джеймс Кэммак, Херлин Райли (Herlin Riley), Дэйв Боулер (Dave Bowler), Джон Херд (John Heard), Йорон Израиль (Yoron Israel), Белден Балок (Belden Bullock), Маноло Бадрена, Гэри Бертон, Идрис Мухаммад и другие.
Клинт Иствуд в 1995 году использовал две записи Джамала с альбомов "Music, Music, Music" и "Poinciana" в фильм «Мосты округа Мэдисон» (The Bridges of Madison County).
Хит "The World Is Yours" (1994) группы Nas как две капли воды похож на песню Джамала "I Love Music"с альбома The Awakening.
Музыка Ахмада Джамала
"Ахмад Джамал является одним из великих «мастеров дзен» джазового фортепиано. Он играет только то, что нужно, и ничего более ... каждая фраза прекрасна", - заявил корреспондент NPR Том Мун.
Хотя он прошел подготовку традиционного джаза ("Американская классическая музыка", как он предпочитает называть его) и европейского классического стиля, Ахмад Джамал является одним из величайших новаторов жанра джаза в течение своей исключительно длительной карьеры. Основываясь на великих мастерах бибопа, таких как Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи, Джамал вошёл в мир джаза в тот момент, когда скорость и виртуозность импровизации имели решающее значение для успеха джазовых музыкантов. Ахмад, однако, предпринял смелые шаги в направлении нового движения - «кул-джаза», чтобы повернуть джаз обратно в сторону популярной музыки (в отличие от музыки как искусства). Он подчеркивал пространство и время в своих музыкальных композициях и интерпретации, вместо того чтобы сосредоточиться на ослепительной скорости бибопа.
В связи с этим необычным стилем, в ранние годы Джамала на сцене его джаз считали игрой коктейль-пианиста и не рассматривали его работу серьезно в любом художественном смысле. Но Стэнли Крауч, автор Considering Genius, предлагает очень разные реакции на музыку Джамала, он утверждает, что Ахмад, как и весьма влиятельный Телониус Монк (Thelonious Monk), был истинным новатором джаза. Его уникальный музыкальный стиль вытекает из многих индивидуальных особенностей, в том числе его использования оркестровых эффектов и его необыкновенной способности контролировать биение различных мелодий. Этот выбор стиля закрепил место Джамала в истории джаза как изобретателя трио.
Говоря о Джамале, A.B. Spellman сказал: "Никто, кроме Телониуса Монка не мог использовать пространство лучше, и никто никогда не применял художественный прием напряженности и освобождения лучше". Эти (на тот момент) нетрадиционные методы и почерпнутые из традиционного классического и современного джаза помогли Ахмаду Джамалу проложить путь для последующего поколения музыкантов: Билла Эванса (Bill Evans), Херби Хэнкока (Herbie Hancock) и Маккой Тайнера (McCoy Tyner).
Хотя Джамала, к сожалению, часто упускают из виду джазовые критики и историки, он оказал большое влияние на Майлза Дэвиса (Miles Davis). Сам Дэвис сказал как-то, что он был впечатлен ритмическим смыслом Джамала и его «Концепцией пространства, легкости прикосновения, снижения ...». Джамал по поводу восхищения Дэвисом его музыкой имел собственное мнение: "Я думаю, он говорил о своей дисциплине, а не моём месте в музыке. Это мой ответ людям, которые пытаются анализировать то, что я делаю. Я очень дисциплинированный человек в музыке, и я думаю, важно в музыке понимать, что в музыке вы не можете переусердствовать, нельзя быть чрезмерным в чем-то в жизни. Вы только иногда должны иногда быть минималистами».
Джамал и Дэвис стали друзьями, когда их пути пересеклись в 1950 году, и Дэвис продолжал поддерживать Джамала, часто играя версии его песен ("Ahmad’s Blues", "New Rhumba"), до своей смерти в 1991 году.
Джамал, говоря о своей работе, отмечает: "Мне нравится делать баллады. Их тяжело играть. Это отнимает годы жизни, чтобы читать их правильно". С раннего возраста, Ахмад работал над текстами песен, которые он изучал, в частности, и баллад. "Однажды я слушал, как Бен Уэбстер (Ben Webster) играл, вкладывая своё сердце в балладу. Вдруг он остановился. Я спросил его: «Почему вы останавливаетесь, Бен? Он сказал: "Я забыл текст". Это то, о чём Нэт Кинг Коул (Nat King Cole) говорил: "Вы должны научиться жить с песней".
Джамал объясняет разнообразие в своих музыкальных вкусов тем, что он вырос в нескольких эпохах: эпоха биг-бендов, годы бибопа и век электроники. Он говорит, что его стиль эволюционировал, опираясь на методы и музыку этих трех эпох.
В последние годы, Джамал охватил электронные влияния, влияющих на жанре джаза. Он также иногда расширяет свой обычный небольшой ансамбль из трех музыкантов, добавляя тенор-саксофон (Джордж Коулмен) и скрипку (Рэй Кеннеди). Фанаты джаза в интервью журналу Downbeat о Джамале в 2010 году описали его развитие как «более агрессивное и импровизационное в эти дни. Слово «авангард» в этом случае не может быть правильным. Как ни называй, что он играет, это всё джаз».